катарсис
71Воздействие информационных продуктов на психику человека: эффекты — Со времен Аристотеля принято выделять 2 противоположных механизма воздействия информационного контента на психику человека: катарсис и антикатарсис. Катарсис предполагает гармонизирующий эффект воздействия информационных продуктов, к рый… …
72Волкова, Елена Васильевна — (р. 21.06.1927) спец. по эстетике; канд. филол. наук, д р филос. наук, проф. Род. в г. Гори Горки Витебской обл. Окончила в 1949 филол. ф т МГПЙ, асп. по кафедре рус. литературы XX в. там же. Работала преп. литературы и рус. яз. в средней школе.… …
73Эпос — в обычном словоупотреблении совокупность эпических произведений, с точки зрения теории поэзии, непрерывно повторяющийся в нас психический процесс претворения образов внешнего мира в формы художественного повествования. Наука о поэзии (поэтика, см …
74Отреагирование (abreaction) — В психоан. литературе термин «О.» впервые был использован Йозефом Брейером и Зигмундом Фрейдом в их совместном труде «Исследования истерии». Согласно Кларе Томпсон, Фрейд «вызывал О. с помощью свободных ассоциаций как способа отмены результатов… …
75АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА — (греч. autos сам, genos происхождение). Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека,… …
76ТАНАТОЛОГИЯ — филос. опыт описания феномена смерти. Статус специфич. проблемы смерть получает с 18 в., в соч. Радищева (О человеке, его смертности и бессмертии; Избр. филос. произведения) и кн. М. Щербатова (Разговор о смертном часе; Разговор о… …
77Оппозиции эстетические — (лат. oppositio противоположение) Один из основных носителей эстетического, выявляемый на основе структурно семиотического (см.: Структурализм в эстетике, Семиотическая эстетика) и психологического подходов к эстетике и искусству, наличие в… …
78Эстетика — (от др. греч. aisthanomai чувствовать; aisthetikos воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого …
79ЭСТЕТИКА — (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… …
80ЭКСТАЗ — (от греч. смещение, перемещение, исступление, восторг), термин др. греч. философии, одно из осн. понятий неоплатонизма. В своём первонач. значении слово Э. означало, в частности, переход от нормального состояния к ненормальному (как в… …