евхаристический
101евхаристия — и; ж. (греч. eucharístía благодарение) см. тж. евхаристический = причащение …
102ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ — традиционное название последней трапезы Христа Спасителя с учениками. Название ее связано с тем, что из–за угрозы со стороны *Синедриона вечеря должна была происходить втайне. Ее средоточием был священный акт установления *Нового Завета,… …
103Агнец — в православном богослужении хлеб, приготовленный для освящения, или святой Хлеб, уже освященный на литургии. Сопоставление Христа с агнцем (см. Агнец Божий), особенно очевидное при принесении евхаристической жертвы, встречается в текстах… …
104Анафора — (греч. «возношение») См. Канон евхаристический …
105Дискос — (греч. «круглое блюдо») богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо на подножии. Во время проскомидии на дискос особым образом полагаются евхаристический Агнец и частицы из богослужебных просфор. Дискос… …
106Задостойник — праздничное песнопение, входящее в евхаристический канон. Его поют вместо «Достойно есть». Последнее положено петь на литургиях, совершаемых в течение всего года. Задостойники же поются на литургии Иоанна Златоуста в дни двунадесятых… …
107Великая (Страстная) пятница у католиков — Страстная или Великая пятница (лат. Dies Passionis Domini) пятница Страстной недели, которая посвящена воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. В 2015 году Великая пятница приходится на 3 апреля.… …
108Торжество Пресвятого Тела и Крови Христовых — Католическая церковь отмечает Праздник Тела и Крови Христовых, в 2010 г. этот день приходится на 3 июня. Праздник, именуемый по латыни Corpus Christi , празднуют во всем католическом мире, где он является выходным. Торжество Пресвятого Тела и… …
109АЛЛИЛУИЯ — [евр. < hy + , восхваляйте Господа], торжественная литургическая аккламация, содержащая две первых буквы ( ) Имени Божия. Авторы 1 Пар возводят возникновение богослужебного употребления А. ко времени царя Давида (1 Пар 16. 36), когда А. (вместе с …
110ИМЯ БОЖИЕ — [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… …