плагальный

  • 51ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ — [греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη πέμπτη; церковнослав. лат. In Cena Domini, De Natale Calicis], четверг Страстной седмицы, посвященный воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во… …

    Православная энциклопедия

  • 52ГЕОРГИЙ АРГИРОПУЛ — [греч. Γεώργιος ᾿Αργυρόπουλος] (1 я пол. XV в.?), визант. мелург. В Пападики сер. XVIII в. (БАН. РАИК. № 42) Г. А. назван доместиком. Самой ранней сохранившейся рукописью, где содержится мелос Г. А., является Пападики Матиматарий, выполненный… …

    Православная энциклопедия

  • 53ДАМАСКИН ФЕССАЛИЕЦ — [греч. Ϫαμασκηνὸς ὁ Θετταλός] (1688 1773?), мон. Иверского мон ря на Афоне, учитель пения, распевщик. В исторических источниках и певч. сборниках назван «фессалиец родом, монах из Ивирона», кроме того, упоминается и как «Дамаскин», «Дамаскин… …

    Православная энциклопедия

  • 54ЕВАНГЕЛИН ВАИНОГЛУ СКОПЕЛИТ — [греч. Εὐαϒϒελινὸς Βαϊνόϒλου Σκοπελίτης] (нач. XVIII в. 3 я четв. XVIII в.), греч. мелург, кодикограф. В нек рых источниках именуется Ангелинос (᾿Αϒϒελινός) (см.: Χατζηϒιακουμής. Χειρόϒραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 55, 134). Его имя встречается в… …

    Православная энциклопедия

  • 55ЕВНУХ ФИЛАНТРОПИНСКИЙ — Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение». Матиматарий. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v) Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение». Матиматарий. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v)… …

    Православная энциклопедия

  • 56ИНТОНАЦИОННЫЕ ФОРМУЛЫ — в одноголосном (монодийном) христ. богослужебном пении мелодические фразы, предназначенные для настройки хора на исполнение гласовых песнопений. В византийской традиции в самых ранних сохранившихся литургических рукописях, написанных на листах… …

    Православная энциклопедия

  • 57ИОАНН УРАНИОТ — [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Οὐρανιώτης], визант. мелург (XV в.). Точные даты жизни неизвестны. Упоминание его имени в рукописях визант. периода (Аколуфия Soc. of Antiquaries of London. 48, ок. 1430 г.; Анфология Пападики Ath. Pantokr. 214, 1433 г.;… …

    Православная энциклопедия

  • 58Средневековые лады —         церковные лады, наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати) ладов, лежащих в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западно европейского средневековья. С. л. использовались и в многоголосной музыке… …

    Большая советская энциклопедия

  • 59Каданс * — или каденция (cadenza итал., cadence франц., Schlussfall, Tonschluss нем.) остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 60Фабр д'Оливе — (Антуан Fabre d Olivet, 1768 1825) французский драматург, ученый и философ мистик, считавшийся помешанным. С 1789 г. писал для театра; лучшие из его пьес Génie de la nation (1789), Quatorze juillet (1790), Amphigouri (1791), Miroir de Ja vérité ; …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона