полифонический

  • 81Чеботарян Г. М. —         Гаянэ Моисеевна (Мовсесовна) (р. 8 XI 1918, Ростов на Дону) сов. композитор, музыковед и педагог. Засл. деят. иск в Арм. ССР (1965). Кандидат искусствоведения (1966). Чл. КПСС с 1960. В 1943 окончила Ленингр. консерваторию по классу… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 82ЛЯТОШИНСКИЙ Борис Николаевич — ( 3 I 1895, Житомир 15 IV 1968 Киев) С именем Бориса Николаевича Лятошинского связан не только огромный и, может быть, самый славный период развития украинской советской музыки, но и память о великом таланте, о мужестве и честности. В самые… …

    Музыкальный словарь

  • 83БИОГРАФИЯ —         повествоват. изображение истории жизни отдельной личности, способ представленности в культуре специфики отд. человеч. существования. Занимает важное место в культуре различных эпох. Жизнь отд. личности может быть предметом науки,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 84БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУПИК — роман современного русского прозаика, публициста и философа Дмитрия Галковского (1985). Текст произведения настолько велик (по объему он примерно равен Анне Карениной ), что целиком он до сих пор не опубликован; и настолько разнопланов и… …

    Энциклопедия культурологии

  • 85ВЕРЛИБРИЗАЦИЯ — ХХ век четко сформулировал идею необходимости семиотического билингвизма в культуре. В наиболее общем виде эта идея выражена в принципе дополнительности Нильса Бора, а затем переформулирована применительно к семиотическим системам Ю. М. Лотманом …

    Энциклопедия культурологии

  • 86ИНТЕРТЕКСТ — основной вид и способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, состоящий в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам. Поэтика И. опосредована основной чертой модернизма ХХ в., которую… …

    Энциклопедия культурологии

  • 87КАРНАВАЛИЗАЦИЯ — семиотическая теория карнавала, изложенная М. М. Бахтиным в его книге о Рабле (1965). Смысл концепции Бахтина (см. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН, ДИАЛОГ) в том, что он применил понятие карнавала, ежегодного праздника перед великим постом, ко всем явлениям …

    Энциклопедия культурологии

  • 88МОТИВНЫЙ АНАЛИЗ — разновидность постструктуралистского (см. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ) подхода к художественному тексту и любому семиотическому объекту. Введен в научный обиход профессором Тартуского ун та (ныне профессор Колумбийского ун та) Борисом М. Гаспаровым в конце …

    Энциклопедия культурологии

  • 89НЕОМИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — одно из главных направлений культурной ментальности ХХ в., начиная с символизма и кончая постмодернизмом. Н. с. было реакцией на позитивистское сознание ХIХ в., но зародилось оно уже в ХIХ в., в романах Достоевского и операх позднего Вагнера.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 90ОСТРАНЕНИЕ — Подобно тому как М. М. Бахтин показал Достоевского глазами культуры ХХ века (см. ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН, (см. ДИАЛОГИЧЕСКОЕ СЛОВО), В. Б. Шкловский, один из наиболее активных деятелей русской формальной школы, показал Л. Н. Толстого как писателя,… …

    Энциклопедия культурологии