субстанциальность
91АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — АРАБО МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ традиция философской рефлексии, возникшая и развившаяся в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации и претерпевшая в наши дни значительную трансформацию под… …
92ВАЛЬТЕР СЕН-ВИКТОРСКИЙ — ВАЛЬТЕР СЕН ВИКТОРСКИЙ (Gualterus de Sanct Victore) (?) средневековый теолог, представитель СенВикторской школы. Приор парижского аббатства СенВиктор(с 1173). Основное сочинение полемический трактат “Против четырех лабиринтов Франции” (1177… …
93ИНЬЯН — ИНЬЯН (кит., букв. темное и светлое) одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: пассивное и активное, мягкое и твердое …
94ИШРАКИЗМ — ИШРАКИЗМ также “философия озарения”, “иллюминатнвизм” (от араб. ишрак озарение) одно из направлений классической арабо мусульманской философии. Ишракизм представляет собой переосмысление наследия доисламской иранской культуры, прежде всего… …
95САТТА — CATTA (санскр. sattä, абстрактное существительное от причастия sant существующий) понятие индийской философской школы вайшешчка. обозначающее существование, бытие, но не как нечто отличное от существующих вещей, а как общее их свойство. В… …
96СИДДХАНТА — СИДДХАНТА (санскр. siddhänta утвержденный конец) шестая категория ньяи, философская доктрина, “догма”. В “Ньяя сутрах” сиддханта определяется как установление того или иного положения на основании: 1) определенного учения, 2) других положений …
97СОВЕРШЕНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — СОВЕРШЕНСТВО В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие совершенства выражается терминами “камал”, “тамам”, “тамамиййа” (полнота) и разрабатывается во всех школах начиная с арабоязычного перипатетизма. Противоположностью совершенства выступает… …
98СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — СУБСТАНЦИЯ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие субстанции (джавхар) использовалось уже мутазилитами (см. Калам). Субстанция определялась, во первых, через самостоятельность и, во вторых, через способность принимать акциденции, хотя… …
99СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Наиболее общим термином для понятия “существование” служит “вуджуд”, употребляемый уже мутакаллимами. Близкое, но менее частотное “кавн” в каламе получает коннотацию “возникновение”; что вместе с …
100с ведома — Ведомо, без ведома, с ведома. Процессы превращения падежных форм имен существительных в наречия протекают в современном языке очень активно. Разные именные формы, вступившие на путь адвербиализации, находятся на разных этапах этого пути. По… …